Контакты:

Аннотация

рабочей программы дисциплины С1. Б.2 «Философия» для подготовки бакалавров по направлению 21.05.02 «Прикладная геология» (уровень специалитета), специализация № 1 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых»

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

Формы итогового контроля по семестрам: во 3-м семестре – зачет, в 4-м семестре – экзамен.

Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, форма итогового контроля по дисциплине – экзамен.

Цель освоения дисциплины: усвоение знаний, необходимых для формирования мировоззрения и творческого мышления.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

1)Основные этапы развития философского знания;

2)Онтологические, гносеологические, этические, аксиологические, эстетические и другие принципы философского знания;

3)Методологические основы философии в ее связи с другими научными областями;

Уметь:

1) освещать проблематику основных философских проблем;

2)отличать философию от науки и религии, философию от «нефилософии»;

3) видеть взаимосвязь философии с другими областями знания, в том числе своего профильного знания;

Владеть:

1)Представлениями об основных вехах развития философского знания;

2)Методологическими принципами философского миропонимания;

3)Навыками логичного, объективного, критичного гуманистически ориентированного мышления.

 

Структура и содержание учебной дисциплины:

1.Общее представление о специфике и генезисе философского знания. Понятие философии. Проблема происхождения философии. Предмет, методология и значение философского знания. Круг проблем философии. Типы философского знания. Принцип закономерного развития философии. Принципы периодизации истории философии. Концепция закономерности  развития  философии.  Проблема  происхождения  философии.  Мифогенная, гносеогенная и мифогносеогенная концепции происхождения философии. Предфилософия на пути формирования философского знания. Различные трактовки предмета и метода философии (Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, М. Хайдеггер, М. Мамардашвили). Философия как «духовная квинтэссенция эпох» (Гегель), ее «непосредственное отношение к способу существования человека» (Мамардашвили). Связь философии с мифологией, религией, искусством, наукой, обыденным мышлением. Принципы периодизации истории философии. Концепции происхождения философии.

2.История философии. Философия Древнего Востока. Раннеклассическая античная философия. Античная философия периода зрелой классики. Эллинистическо-римская философия. Средневековая философия. Философия Возрождения. Философия французского Просвещения.  Новоевропейская  философия.  Немецкая  классическая  философия.  Философия марксизма. Оппозиция немецкой спекулятивной философии. Философия иррационализма. Философия экзистенциализма. Философия и психоанализ. Философия науки. Русская философская мысль.

3.Теория и методология философии. Мир, материя, бытие. Категория Универсума (Мира). Мир как единство всеобщего и единичного, сущности и существования, материального и идеального. Мир и его развитие. Диалектика и метафизика. Диалектика и логика развития. Сознание как комплексная проблема философии и науки. Проблема сознания в истории  философии.  Единство  философских  и  научных  концепции  сознания.  Естественно-научный и гуманитарный подходы к исследованию природы сознания.  Познание как предмет философских исследований. Познание как традиционная проблема философии и науки. Специфика познания как предмета теоретических исследований. Понятийно–категориальный аппарат теории познания. Проблема познаваемости мира и самопознания человека. Творчество и свобода. Гностицизм и агностицизм. Научное познание. Наука как система знаний, деятельность и социальный институт. Типология научного знания. Наука и социальная практика. Эмпирическое и теоретическое в науке. Методология эмпирического и теоретического уровней научного познания. Теоретическое объяснение и описание. Философская антропология. Истоки философствования о человеке. Отражение понимания природы человека в мифологических, религиозных концепциях. Филогенез и онтогенез, социальное и природное в человеке. Человек, общество, культура. Историко-философская проблема понимания природы общества и его структуры. Сущность философского понимания общества. Общество как  саморазвивающаяся  система.  Основные  сферы  жизни  общества:  материально-производственная, социальная, политическая, духовная. Структура общества и взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Общество как исторический процесс.