Контакты:

Цели  освоения дисциплины: формирование у студентов представлений об основных теориях детского развития, закономерностях и движущих силах развития психики ребенка; знаний об особенностях социальной ситуации развития, ведущей деятельности и основных новообразованиях, возникающих у ребенка на каждом этапе возрастного развития.


Основные дидактические единицы:

Предмет, задачи детской психологии как науки. Возрастные закономерности детского развития, факторы психического развития. Методы исследования детской психологии. Основные этапы становления детской психологии. Характеристика различных теорий психического развития: главные понятия, факты, выделяемые периоды детского развития.  Основной закон развития высших психических функций, «зона ближайшего развития». Понятие «ведущей деятельности», «социальной ситуации развития», «психологического возраста». Роль взрослого в формировании новых видов деятельности ребенка. Общая характеристика младенчества. Кризис рождения. Врожденные рефлексы и сенсорное развитие новорожденного. Становление потребности в общении со взрослым. Компоненты и функции «комплекса оживления». Ситуативно-личностное общение со взрослым. Развитие познавательной активности. Ситуативно-деловое общение со взрослым. Предпосылки развития речи. Развитие манипулятивной деятельности. Развитие познавательной активности. Кризис первого года жизни. Общая характеристика раннего детства. Развитие восприятия и мышления. Развитие предметной деятельности. Развитие речи в раннем возрасте. Феномен автономной детской речи. Процессуальная игра ребенка второго года жизни. Становление игровых замещений. Становление ситуативно-деловой формы общения. Возникновение потребности общения со сверстниками. Основные линии развития от 3 до 7 лет, новообразования периода и ведущий вид деятельности. Познавательная сфера дошкольника. Развитие речи, феномен эгоцентрической речи. Развитие воображения, его функции. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. Развитие игровой деятельности дошкольника. Становление личностных механизмов поведения. Развитие воли и произвольности. Развитие этнических инстанций и социальных чувств. Развитие самосознания и самооценки. Симптоматика и индивидуальные варианты кризиса 7 лет. Психофизиологическая, личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению. Характеристика развития личности, психических функций и учебной деятельности младшего школьника.

 

Виды учебной работы: лекции, семинары.