Контакты:

Общая трудоемкость дисциплины для очной формы обучения составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Общая трудоемкость дисциплины для заочной формы обучения составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

По дисциплине предполагается:

- для очной формы обучения 19 часов лекций, 38 часов семинарских и практических занятий, 51 час самостоятельной работы.

- для заочной формы обучения 4 часа лекций, 4 часа семинарских и практических занятий, 98 часов самостоятельной работы, 2 часа контроль.

Цели освоения учебной дисциплины «Клиническая психология детей и подростков»:

- формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии детей и подростков, о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья детей и подростков, преодолении психических расстройств, диагностике, коррекции и реабилитации;

- формирование основных представлений о клинических нарушениях психического здоровья у детей и подростков.

Задачи:

1. Познакомить с историей клинической психологии детей и подростков, с основными разделами дисциплины.

2.Формировать базовые представления о теоретических и практических задачах клинической психологии детей и подростков.

3. Изучить соотношения клинической психологии со смежными психолого-педагогическими и медико-биологическими дисциплинами. 

4. Познакомить с основными направлениями деятельности детского клинического психолога, с основными принципами и методами клинической психологии детей и подростков.

5.Формировать представления о видах и классификациях дизонтогенеза; классификации различных форм нарушения психического развития детей и подростков; нарушениях психической деятельности при различных психических, поведенческих и соматических состояниях; психических и поведенческих расстройствах вследствие употребления психоактивных веществ.

7.Формировать знания о различных видах вмешательства детского клинического психолога при работе с различными контингентами детей и подростков.

8. Познакомить с клинико-психологическими методами диагностики расстройств.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные понятия клинической психологии детей и подростков, ее вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии;

- цели и задачи, стоящие перед клинической психологией детей и подростков;

- основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности детства и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;

- основные виды отклоняющегося поведения, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики;

- основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования;

- основные методические подходы и методы клинической психологии, основные методы экспериментально-психологического исследования и основные направления психокоррекционной работы;

- подростковые акцентуации;

- общепсихологические фундаментальные проблемы, решаемые клинической психологией детей и подростков.

Уметь:

- применять все вышеперечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии;

- применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными категориями детей и подростков, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации;

- применять клинические диагностические методики в работе с детьми и подростками;

- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании;

- осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического здоровья детей и подростков.

Владеть:

- основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития;

- приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации;

- основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследований различных групп детей и подростков;

- основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства.