Педагогика и психология высшей школы (аспирантура)
Контакты:
-
ЛО
Леонова Ольга АнатольевнаУчитель
Цели освоения дисциплины: овладение аспирантом современной педагогической теорией и практикой осуществления педагогической и исследовательской деятельностями в высшей школе, психологическая подготовка преподавателя высшей школы к учебной и научно-исследовательской деятельности.
- Содержание дисциплины
1. Педагогика высшей школы как предметная область педагогики. Основные достижения, проблемы и тенденции развития зарубежной и отечественной педагогики высшей школы. Цели, содержание структура непрерывного образования. Единство образования и самообразования. Образовательные стандарты. Управление образовательными системами. Развитие личности студентов в процессе обучения и воспитания. Движущие силы, условия и механизмы развития личности. Основные понятия: ценности образования, ценностные ориентации, возрастные особенности.
2. Дидактика высшей школы. Понятие о педагогическом процессе. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Структура учебной деятельности: учебные ситуации, учебные действия, действия контроля, действия оценки. Методы развития творческой личности в процессе обучения и воспитания. Концепции обучения и их реализация в конкретных педагогических технологиях. Принципы и методы обучения. Формы организации учебной деятельности и контроля качества обучения. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Понятие о знаниях, умениях, навыках. Понятие о компетенциях. Профессионализм. Моральные качества. Квалификационная характеристика специалиста. Основные понятия: педагогическая система, педагогический процесс, системообразующий фактор педагогического процесса, педагогическая задача, педагогическая ситуация, движущие силы педагогического процесса, педагогическое взаимодействие, целостность, обучение.
3. Виды учебной деятельности преподавателя в вузе. Лекция, семинар, практикумы и практики. Методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы. Методы активного обучения. Проблемное обучение и проблемные ситуации, конференция, игровые методы, организация коллективной мыслительной деятельности, самообразование. Целесообразность выбора формы, проблема формы и содержания. Специфика содержания, методов и средств обучения форм организации обучения в высшей школе и примеры их реализации. Принципы обучения. Компьютерные технологии обучения: развивающие игры, программированное обучение, дистанционное обучение, сетевые ресурсы. Основные понятия: методы активного обучения, проблемное обучение, развивающее обучение, принципы обучения.
4. Основы научно-методической работы в высшей школе. Методы, приемы и средства методической интерпретации профессионально-ориентированного материала. Научное познание. Учебное познание. Специфика учебного предмета. Управление процессами развития. Управление педагогическим процессом. Трансформация, структурирование и преобразование научного знания в учебный материал и его моделирование. Учебная задача. Педагогическая ситуация. Основные понятия: прогнозирование, проектирование, планирование, организация, обеспечение, контроль.
5. Основы учебно-методической работы. Технологии целеполагания в образовательном процессе. Формальный и содержательный планы постановки целей. Уровень владения материалом. Учебный предмет. Ситуация успеха. Методы и приемы составления комплекса учебных задач, систематика учебных и воспитательных задач, методы организации самостоятельной работы студентов. Таксономия учебных задач. Классификация видов самостоятельной работы студентов. Основные понятия: технология, методика преподавания, индекс вариабельности, мыслительные операции.
6. Общие вопросы психологии высшей школы. Предмет, задачи, методология и методы психологии высшей школы. Требования к специалисту с высшим образованием и особенности развития личности студента. Профориентация и профотбор в вузы. Психологическая характеристика учебно-воспитательного процесса в вузах.
7. Психологический анализ деятельности студентов. Деятельность студентов и ее психологические особенности. Основные виды деятельности студентов. Деятельность студенческого коллектива и ее психологические особенности.
8. Психологические основы формирования личности студента как будущего специалиста с высшим образованием. Условия успешного формирования личности студента в вузе. Формирование у студентов научного мировоззрения. Профессиональная направленность личности студентов и ее формирование. Развитие профессионально обусловленных познавательных процессов у студентов. Система профессионально важных знаний, умений и навыков студентов. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности по окончании вуза.
9. Психологический анализ деятельности преподавателя вуза. Общая характеристика деятельности преподавателя вуза. Виды деятельности преподавателя вуза и их психологические особенности. Психолого-педагогическое общение преподавателя и студентов.
10. Психолого-педагогические основы научной организации труда (НОТ) в вузах. Общие принципы НОТ в вузе. Роль психофизиологических факторов в НОТ. Основы личной НОТ преподавателя вуза. Планирование умственного труда. Рациональные приемы чтения научной и специальной литературы, а также запоминания информации.
- В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать: сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, психологические закономерности построения учебной деятельности, пределы человеческого восприятия и усвоения, особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальности обучающегося; основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики и психологии высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности; правовые и нормативные основы функционирования системы образования; иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего и дополнительного профессионального образования;
- уметь: использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития педагогики и психологии, их взаимосвязь и место в системе современного человекознания; излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами, с учетом психологических закономерностей усвоения;
- владеть: основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе; методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями; методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;
- приобретут опыт деятельности: поиска необходимых методов, форм и средств как для осуществления преподавательской деятельности, так и при организации научного исследования в соответствии с целями и задачами предстоящей деятельности.
