Аннотация

дисциплины Б1. В. ДВ 01.01 «История бухгалтерского учета» для подготовки бакалавра по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3  зачетных единицы (108 часов).

Отчетность: во 2-м семестре – зачет (очная), на 2 курсе  – зачет (заочная).

 

Виды учебной работы: лекции,  семинарские  и практические занятия.

 

Цель освоения дисциплины: изучение студентами эволюции бухгалтерского учета, его методологии и основных бухгалтерских категорий, а также знакомство с этапами формирования балансоведения и современными  подходами к  трактовке баланса.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: 

- этапы эволюции бухгалтерского учета и основных бухгалтерских категорий: основные этапы развития учетных систем в мире, возникновение и эволюцию двойной записи как основного метода бухгалтерского учета,

- закономерности развития форм бухгалтерского учета;

- основные научные теории и национальные школы бухгалтерского учета, их представителей;

- историю и проблемы становления современной системы бухгалтерского учета в России и за рубежом;

- характеристики основных учетных моделей и перспективы их развития;

-  роль и значение профессии бухгалтера;

Уметь:

- применить теоретические знания для решения различных учетных задач;

- определять основные различия и сходства между системами учета на разных исторических этапах, в разных странах;

- излагать взгляды, концепции, теории крупных зарубежных и русских (российских) ученых по бухгалтерскому учету;

- использовать исторический опыт развития бухгалтерского учета в научно-практической работе;

Владеть:

- терминологическим и категориальным аппаратом бухгалтерского учета, характеризующим его с точки зрения науки и практической деятельности;

- методическими приемами бухгалтерского учета;

- пониманием роли и значения профессии бухгалтера;

- навыками самостоятельного исследования учетной деятельности с использованием современных методов представления результатов аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, презентации.

 

Содержание дисциплины:

  1. Бухучет как наука. Эволюция бухгалтерской мысли.

    История развития бухгалтерского учета, как объект изучения. Учет в Древнем мире и в Средневековье. Формирование четырех основных школ  бухгалтерского учета. Учет в России: основные особенности.

  2. Балансоведение как наука. Балансовые теории.

    Исторический процесс создания балансоведения. Основные этапы, причины и факторы  развития балансоведения. Немецкая и англо-американская бухгалтерские школы балансоведения. Развитие балансоведения в России.

  3.    История счетов и их классификация.

    Понятие «счета». Определение счета Л. Пачоли. Принципы классификация счетов. Классификация счетов и ее влияние на построение планов счетов. Возникновение планов счетов. Теория субсчетов.

  4.    История оценки. Калькуляция и себестоимость.

    Оценка как элемент бухгалтерского учета. Виды основных оценок. Понятие «себестоимости».  Эволюция понятия и основные подходы в разных школах учета. Виды калькуляций. Необходимость калькуляции и ее недостатки.

  5. Тенденции и перспективы развития бухучета.

    Концептуальные основы национальных школ. Современное понимание бухгалтерского баланса. Стандартизация учета, ее цели и задачи. Международные стандарты финансовой отчетности, их формирование и влияние на учет, препятствия к их распространению.