Цели и задачи дисциплины

Целью изучения курса является формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний в области методологии разработки экономико-математических моделей управления и целевого исследования сложных экономических систем, практического использования результатов моделирования для повышения эффективности функционирования и определения перспектив развития таких систем, разработки, принятия и реализации оптимальных управленческих решений.

Задачи изучения дисциплины:

·     ознакомить студентов с основными понятиями и принципами в области методологии разработки экономико-математических моделей;

·     научить студентов применять математические, количественные методы для обоснования управленческих решений во всех областях целенаправленной человеческой деятельности;

·     сформировать у студентов практические навыки разработки моделей, которые могут быть использованы при анализе и решении широкого спектра социально-экономических задач;

·     выработать у студентов навыки математического исследования прикладных вопросов.

Основные дидактические единицы

Модуль 1. Основные понятия и принципы математического моделирования.

Математическое моделирование как важнейший метод научного познания на основе аналогии. Типология и классификация экономико-математических методов и моделей. Основные этапы экономико-математического моделирования.

Модуль 2. Модели линейного программирования.

Математические модели простейших экономических задач. Общая задача линейного программирования. Методы решения задач линейного программирования. Двойственные задачи. Основные теоремы двойственности. Транспортная задача

Модуль 3. Моделирование конфликтных ситуаций.

Математические игры: матричные, биматричные, кооперативные. Модели принятия решений в условиях неопределенности

Модуль 4. Специальные модели исследования операций.

Содержание, постановка и математические модели задач теории массового обслуживания. Модели сетевого планирования и управления

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

-     основные понятия и методологию целевого экономико-математического моделирования, классификацию моделей и их предназначение, организацию разработки моделей и их практического использования;

-     прикладные математические методы, используемые для разработки моделей управления развитием систем, прогнозирования их будущих перспективных состояний, целевого исследования существующих систем, повышения эффективности их функционирования;

-     основные математические модели социально-экономических процессов и основные этапы разработки, внедрения и поддержания актуальности экономико-математических моделей;

уметь:

-         применять методы целевого сбора и анализа информации об объекте моделирования, теоретического и экспериментального исследования для разработки экономико-математических моделей;

-         выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы (варианты) их решения и оценивать (рассчитывать) ожидаемые результаты (варианты) с использованием оптимизационных экономико-математических моделей;

-         использовать типовые схемы решения социально-экономических задач; пользоваться математическим языком и математической символикой при построении социально-экономических моделей; решать задачи экономического и управленческого характера, используя различные методы при анализе конкретных ситуаций;

владеть:

– практическими навыками математического (формально-логического) представления функционирования социально-экономических объектов (систем, процессов) на основе их словесного описания (вербальной модели) с использованием прикладных математических оптимизационных методов;

– техникой расчёта целевых параметров по построенной модели, давать им экономическую интерпретацию с учётом рекомендательного характера получаемых результатов.

Виды учебной работы

При изучении дисциплины используются следующие виды работ:

−    лекционные занятия;

−    практические занятия;

−    индивидуальные и групповые консультации;

−    самостоятельная работа.