Гостевой доступ

Контакты:

Цели  освоения дисциплины.  В настоящее время все более актуальным становится  поиск эффективного комплекса методов, приемов и средств  работы с детьми, имеющими ограничения в состоянии здоровья и развития. Специфика этих нарушений такова, что  они имеют не только медико-биологическое или  психологическое содержание (что традиционно рассматривается в курсах дефектологии и др.),  но  все больше становится детей, чьи проблемы имеют социально-психологическое и педагогическое содержание. Образовательные организации не всегда располагают  соответствующими службами, которые призваны оказывать таким детям необходимую помощь. Как правило, такие дети испытывают недостаток внимания со стороны семьи, имеют проблемы в коллективе сверстников и т.д. Это не может не отражаться на их поведении, выборе форм взаимодействия с окружающими. Педагогическим коллективам не всегда хватает терпения и компетентности, чтобы найти эффективные способы воспитания детей с нарушениями и проблемами. Учитель,  классный руководитель, воспитатель, а сегодня учитель-дефектолог, социальный педагог и психолог в системе специального образования должны иметь представление не только о том, куда направить ребенка, если его поведение не соответствует каким-либо правилам и нормам, но и обладать комплексом знаний и навыков в  пределах профессиональной компетенции, позволяющим осуществить либо консультативную помощь семье и ребенку, либо  наилучшим образом построить индивидуальную работу с ребенком.

В условиях современной образовательной практики актуализируются  проблемы, связанные с  системой как коррекционного, так и инклюзивного сопровождения.  Этому имеется ряд причин, среди которых особенности сложившейся социальной ситуации, занятость родителей, несостоятельность семей в организации досуговой деятельности детей, отсутствие системы специальных служб, усиление внимания к категориям детей, имеющих небольшие и множественные нарушения и отклонения. Состояние социальной напряженности, наблюдающееся в российском обществе, усугубляющееся региональной спецификой, обусловливает  необходимость качественной подготовки специалистов, имеющих первичное высшее образование в аспекте поддержки, сопровождения, помощи и педагогического просвещения всех лиц, в нем нуждающихся в объеме специальной педагогики и психологии. Знания о характере проблем развития ребенка, формах их выражения, умения выбирать наиболее эффективные способы взаимодействия с детьми, имеющими трудности в обучении и воспитании, навыки работы с ними являются для современного специалиста образовательных организаций неотъемлемой частью  его профессионализма. Также ознакомление с работой различных социальных институтов, оказывающих специализированную помощь, поможет целесообразно и эффективно сотрудничать с ними в интересах ребенка с ОВЗ.

Цель дисциплины: обеспечить специалиста комплексом знаний, умений и навыков для работы с детьми с проблемами в состоянии здоровья, а также социально-психологического и педагогического содержания, е сведениями о специальных службах и способах сотрудничества с ними, если проблемы ребенка носят специфический характер.

Концепция дисциплины основана и учитывает закономерности профессионально-личностного становления специалиста в период обучения в магистратуре, которые обусловливают необходимость его профессионального ориентирования в области развития человека, имеющегося некоторые ограничения в состоянии здоровья и жизнедеятельности.

Научной основой для построения программы учебной дисциплины являются: концепция аномального развития человека, идея об общих закономерностях нормального и аномального развития ребенка, концепция психического дизонтогенеза; методология педагогической науки.

Задачи дисциплины:

– содействие осознанию ценностно-смысловой природы педагогической деятельности, ее гуманистической направленности и востребованности в современном обществе;

– формирование целостного педагогического знания о содержании основных педагогических категорий, отражающих современный уровень развития педагогической науки;

-     формирование представлений о наиболее значительных современных педагогических и психологических идеях, теориях, нормативно-правовых документах в области специальной педагогики и психологии;

-     совершенствование проектировочных, коммуникативных, организационных педагогических умений и навыков практической педагогической деятельности;

-     формирование представлений о возможностях и границах различных подходов к постановке и решению проблем в обучении и воспитании детей с ограничениями в развитии и жизнедеятельности;

-     развитие способностей выявления, описания и объяснения педагогических фактов, явлений, процессов, встречающихся в области специальной педагогики и психологии;

– совершенствование умений анализа и понимания педагогических ситуаций, навыков постановки педагогических задач и овладения алгоритмом их решения;

– совершенствование диагностических умений;

-     совершенствование правовой грамотности специалиста в области защиты прав ребенка.

При освещении педагогических проблем используются результаты исследований смежных наук. Это позволяет студентам-магистрам глубже проникать в закономерности развития педагогики, учитывать и реализовать в практике собственной педагогической деятельности.

 

2.         Место дисциплины (модуля)  в структуре ОПОП магистратуры.

            Дисциплина  М1.В.01 «Основы специальной педагогики и психологии» относится к Блоку 1. «Дисциплины (модули)»  к части, формируемой участниками образовательных отношений  в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» профиль подготовки «Психолого-педагогическое сопровождение детей в дефектологическом образовании». Изучается в 1 и 2 семестрах.

Дисциплина М1.В.01 «Основы специальной педагогики и психологии» направлена на формирование у студентов общепрофессиональных компетенций и является необходимой для освоения таких дисциплин как: М1.О.06 «Педагогика и психология высшей школы», М1.В.02 «Обучение и воспитание детей с ОВЗ», М1.В.07 «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ», а также при выполнении и защите выпускной квалификационной работы.

Вследствие того, что указанная дисциплина изучается на первом курсе в двух первых учебных семестрах, требования к «входным» знаниям, умениям и готовности обучающихся отсутствуют.

 

3.         Требования к  результатам освоения  дисциплины (модуля)

Результаты освоения дисциплины М1.В.01 «Основы специальной педагогики и психологии» определяются сформированными у обучающегося  компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины (модуля) в соответствии с ФГОС ВО обучающийся должен:

Знать:

− законы развития личности и проявления личностных свойств;

− психологические законы периодизации и кризисов развития;

− гендерные особенности развития личности;

− диагностические методики выявления особых образовательных потребностей;

− технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания;

− методологию и методы психолого-педагогического исследования;

−  основы методологии социально-педагогических исследований в образовании и

социальной сфере, принципы планирования и проведения исследований, методы исследования и обработки данных.

 

Уметь:

− использовать знания об особенностях возрастного и гендерного развития обучающихся

для планирования учебно-воспитательной работы;

− проектировать психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения,

развития, воспитания;

− проектировать педагогическую деятельность на основе анализа результатов психолого-

педагогических исследований;

− осуществлять анализ и обобщение передового педагогического опыта;

− осуществлять адаптацию и внедрение передового педагогического опыта в профессиональной деятельности;

− планировать прикладные социально-педагогические исследования, осуществлять самостоятельный выбор методик, релевантных исследовательским задачам, выбирать средства анализа и обработки данных.

 

Иметь практический опыт:

− владения навыками выстраивания личной траектории развития обучающегося на основе принципов детерминизма, системности и развития, а их обучения и воспитания на основе принципов природосообразности, культуросообразности, непрерывности и целостности;

− владения навыками научно-исследовательской деятельности;

− владения навыками проведения социально-педагогических исследований, анализа и обработки данных, составления социально-педагогических рекомендаций на основе полученных исследовательских данных.

 

Процесс изучения дисциплины  М1.В.01 «Основы специальной педагогики и психологии» направлен на формирование следующих компетенций обучающегося:

а) общепрофессиональные компетенции:

психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности ОПК-6: способность проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями;

научные основы педагогической деятельности:

ОПК-8:  способность проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований.

б) профессиональные компетенции:

ПК-1: способность оказывать психолого-педагогическую помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

 Структура и содержание дисциплины М1.В.01 «Основы специальной педагогики и психологии», включая объем контактной работы

 Общая трудоемкость дисциплины  составляет:

в 1 семестре:  6  зачетных единиц, 216  часов;

во 2 семестре: 4 зачетные единицы, 144  часа.