Общественный проект "Обучение служением"
Контакты:
-
ТИ
Третьяк Ирина ГеоргиевнаУчитель
Дисциплина Общественный проект «Обучение служением» реализуется для достижения целей развития гражданственности, ответственности, патриотизма и лидерства в единстве с профессиональными компетенциями, путем реализации социально-ориентированных проектов повышающейся сложности с использованием профильных знаний и умений, полученных в учебном процессе. Таким образом, обучение служением как педагогическая технология интегрирует обучение и воспитание, академические знания и практический опыт их применения ради позитивных социальных изменений.
Реализация дисциплины Общественный проект «Обучение служением» предполагает последовательное решение следующих задач.
1) проведение обучающимися анализа ситуации в реальных социальных условиях для выявления актуальной проблемы, требующей проектного решения;
2) постановка проблемы путем фиксации обучающимися содержания проблемы, выявления субъекта проблемы, а также всех заинтересованных сторон в данной ситуации. Определение требований и ожиданий заинтересованных сторон с учетом социального контекста;
3) разработка обучающимися паспорта проекта с учетом компетенций студенческой команды, имеющихся ресурсов, а также самоопределения участников проекта по отношению к решаемой проблеме;
4) реализация проекта в условиях ресурсных, нормативных и этических ограничений, регулярного проведения рефлексивных мероприятий в целях развития гражданственности и профессионализма участников проекта;
5) подготовка отчета о ходе и результатах реализации проекта. Выполнение обучающимися защиты проекта. Проведение итоговой рефлексии проекта в целях осознания участниками проекта глубоких взаимосвязей между профессиональными компетенциями, гражданской ответственностью и социальными изменениями во благо общества.
В данной рабочей программе дисциплины будут использованы следующие понятия:
Обучение служением – педагогический подход, реализуемый в различных формах (проектно-ориентированная дисциплина, подготовка ВКР, практическая подготовка и др.), направленный на достижение образовательных результатов путем решения обучающимися социально значимых задач в рамках основной образовательной программы.
Дисциплина – структурная единица учебного плана, компонент образовательной программы, соответствующий требованиям ФГОС, имеющий сформулированные цели, результаты и релевантные критерии оценки.
Модуль – цикл компонентов образовательной программы, состоящий из учебных дисциплин, практики, выпускной квалификационной работы и других элементов учебного плана, направленный на совокупность согласованных целей.
Проект – форма организации совместной деятельности обучающихся и преподавателей, совокупность приёмов и действий в их определенной последовательности, направленная на анализ и решение практической проблемы.
Общественный проект / проект «Обучение служением» – форма организации совместной деятельности обучающихся и преподавателей, проект, реализуемый в целях решения социально значимой задачи.
Дисциплина Общественный проект «Обучение служением» включает три модуля:
1. Введение в социальное проектирование.
2. Разработка и защита паспорта проекта.
3. Реализация общественного проекта и подведение итогов.
Дисциплина Общественный проект «Обучение служением» является необходимой для освоения такой дисциплины как «Методы проектной деятельности». Дисциплина изучается студентами в третьем семестре 2 курса.
Дисциплина Общественный проект «Обучение служением» включает три модуля:
1. Введение в социальное проектирование.
2. Разработка и защита паспорта проекта.
3. Реализация общественного проекта и подведение итогов.
Дисциплина Общественный проект «Обучение служением» является необходимой для освоения такой дисциплины как «Методы проектной деятельности». Дисциплина изучается студентами в третьем семестре 2 курса.
В результате освоения дисциплины (модуля) в соответствии с ФГОС ВО обучающийся должен:
Знать:
З.1_Б.УК-1. Определяет на основе знаний источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению, ставит и анализирует задачу, выявляя ее составляющие.
З.1_Б.УК-2. Знает круг взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение целей профессиональной деятельности с учетом имеющихся ресурсов и ограничений.
З.1_Б.УК-3. Демонстрирует знания основных понятий и методов и методов межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии.
З.2_Б.УК-3. Определяет основные приемы и методы социального взаимодействия и работы в команде.
З.1_Б.УК-5. Знает способы поиска и анализа информации, необходимой для понимания культурных особенностей и традиций различных сообществ, для саморазвития и взаимодействия с представителями различных этнокультурных и конфессиональных сообществ.
З.2_Б.УК-6. Демонстрирует знания основных методов самоконтроля, саморазвития, самообразования и использования творческого потенциала собственной деятельности на протяжении всей жизни.
З.2_Б.ПК-4. Знает теории и методики социальной работы, их отличия, технологии социальной работы и специфику их использования.
Уметь:
У.2_Б.УК-1. Формирует собственные мнения и суждения, аргументирует выводы с применением научного понятийного аппарата.
У.1_Б.УК-2. Умеет планировать и реализовывать профессиональную деятельность исходя из имеющихся ресурсов и ограничений.
У.1_Б.УК-3. Формирует последовательность шагов для достижения заданного результата, использует в практической деятельности технологии взаимодействия с членами команды и социальными партнерами; социальными институтами и организациями в процессе осуществления социального взаимодействия.
У.2_Б.УК-3. Вырабатывает командную стратегию; определяет свою роль в команде на основе использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели.
У.1_Б.УК-5. Демонстрирует умение анализировать социокультурное разнообразие общества, используя знания о моделях взаимодействия людей на различных этапах истории и в современном мире.
У.1_Б.УК-6. Применяет методики саморегуляции, саморазвития и самообразования в течение всей жизни.
У.3_Б.ПК-4. Умеет разрабатывать индивидуальные программы оказания разных видов социальной помощи детям и взрослым целью улучшения условий их жизнедеятельности.
О.2_Б.УК-1. Оценивает практические последствия различных способов решения поставленных задач.
О.1_Б.УК-2. Владеет: практическими приемами разработки и реализации целей и задач профессиональной деятельности, методами оценки ресурсов и ограничений.
О.1_Б.УК-3. Имеет практический опыт учета возможных последствий и рисков личных действий в профессиональной команде.
О.2_Б.УК-3. Имеет практический опыт соблюдения установленных норм и правил командной работы; несет личную ответственность за общий результат.
О.1_Б.УК-5. Определяет способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии.
О.1_Б.УК-6. Имеет практический опыт использования технологий приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний, умений и навыков.
О.2_Б.ПК-4. Имеет практический опыт использования современных технологий поддержки детей и взрослых, различных типов семей с детьми, способствующих улучшению взаимоотношений в семье и социуме.
Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование следующих компетенций обучающегося:
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.
ПК-4: Способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в соответствии с потребностями различных социальных групп.
В рамках освоения компонентов модуля (дисциплины, курсового проекта, практики, ВКР) обучающиеся должны продемонстрировать достижение следующих образовательных результатов:
● Командная работа и лидерство. Проявляют способность к совместной проектной деятельности на благо общества, отдельных сообществ и граждан, учитывая социальный контекст и действуя с учетом целей общественного развития; понимают важность лидерства и развивают навыки эффективного лидерства, способные влиять на позитивные изменения в обществе (УК-1, УК-2, УК-3).
● Гражданская идентичность и солидарность. Осознают свою гражданскую идентичность — чувствуют принадлежность к государству, обществу, культурному и языковому пространству страны, осознают свою ответственность за будущее страны; проявляют активную гражданскую позицию и гражданскую солидарность (УК-3, УК-5).
● Развитие убеждений и ценностных ориентаций. Обнаруживают развитие собственных взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, благодаря реализации проектов, направленных на общественное развитие, процветание страны и ее граждан; выражают приверженность традиционным российским ценностям (УК-2, УК-3, УК-5).
● Рефлексивность и осознанность. Эффективно применяют рефлексивные практики для осмысления результатов и присвоения опыта реализации общественных проектов; осознают взаимосвязь между академическими знаниями, гражданственностью и позитивными социальными изменениями; осознанно используют академические знания и умения для достижения целей общественного развития (УК-3, УК-5).
● Коллективизм и созидательный труд. Демонстрируют способность сочетать собственные интересы с общественными и государственными в рамках конструктивной деятельности; нацелены на получение общественно-полезного результата; осознают значимость созидательного труда для развития российского общества и государства; проявляют инициативное стремление к активной деятельности на благо государства и общества (УК-1, УК-2, УК-3).
● Профессионализм и ответственность. Способны развивать и использовать свои профессиональные компетенции при реализации общественно-значимых проектов. Владеют умениями по организации и планированию различных видов профессиональной деятельности, навыками профессионального взаимодействия. Осознают свою профессиональную ответственность за развитие своей страны. Понимают значение будущей профессии для общественного развития
