Б1.О.47 Основы дидактики школьного предмета "ОБЖ"
Контакты:
-
ТИ
Третьяк Ирина ГеоргиевнаУчитель
рабочей программы дисциплины Б1.О.47 Основы дидактики школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиль подготовки «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Общая
трудоемкость дисциплины составляет: 2
зачетные единицы, 72 часа.
Виды учебной работы: выступления с докладами и сообщениями на практических занятиях, изучение и анализ нормативно-правовых документов и законодательства РФ в области образования; подготовка и презентация плана-конспекта по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»; изучение видов дидактического анализа урока; зачет с оценкой.
Цель освоения дисциплины: способствовать формированию профессиональной компетентности будущего педагога в области проектирования и практического применения адекватных развитию учащегося, закономерностей, целей, принципов, содержания, методов, форм и средств обучения, применения различных педагогических технологий в предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
‒ структуру и компоненты основных и дополнительных образовательных программ;
‒ дидактические основы организации деятельности обучающихся, все составные компоненты процесса обучения, в том числе и для обучающихся, с особыми образовательными потребностями;
‒ способы постановки целей и задач учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
‒ планируемые образовательные результаты в соответствии с образовательными стандартами: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции; личностные результаты образования на конкретном уровне образования;
‒ нормативно-правовых основ реализации взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений;
‒ основы составления документов по консультированию в вопросах по технике безопасности в сферах физкультурно-оздоровительной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
Уметь:
‒ разрабатывать программы отдельных учебных предметов, в том числе программы дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки);
‒ использовать педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся;
‒ определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
‒ обеспечить объективность и достоверность оценки образовательных результатов обучающихся;
‒ определять основы взаимодействия и сотрудничества с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), коллегами, другими педагогическими и иными работниками;
‒ использовать информационно-коммуникационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почты, различные браузеры в профессиональной деятельности, а также по вопросам консультирования в целях безопасности в физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
Иметь практический опыт:
‒ осуществлять отбор педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникативных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ;
‒ в применении методов, форм, приемов и средств организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
‒ в выявлении и корректировки трудностей в обучении, разработки предложений по совершенствованию образовательного процесса;
‒ владения способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;
‒ работы с нормативно-правовыми документами по вопросам безопасности в различных сферах деятельности, а также при необходимости с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Содержание дисциплины:
1. Дидактическая система предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Структура дидактической системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Целеполагание на уроке «Основы безопасности жизнедеятельности». Потребностно-мотивационный компонент как основа обучения предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Содержание образования как элемент дидактической системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». ФГОС и Федеральный Базисный учебный план образовательной организации предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Урок в структуре дидактических основ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Понятие о современном уроке предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности». Различные подходы к современному уроку. Методы и формы обучения предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Дидактическая концепция и методическая система учителя предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Технология программированного и модульного обучения на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». Информационно-коммуникационные технологии в области «Основы безопасности жизнедеятельности». Цифровые образовательные ресурсы и интерактивное оборудование на уроках по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Анализ как компонент дидактической системы предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности». Контроль
в процессе обучения. Современные средства оценивания качества учебной работы
учащихся. Диагностика и оценка обучения в предметной области «Основы
безопасности жизнедеятельности». Контроль и
коррекция как компоненты технологии управления процессом обучения по дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности». Организация,
анализ и требования к уроку как элементу дидактических процессов по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Виды дидактического анализа урока предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности».
