Б1.В.03 Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры
Контакты:
-
ТИ
Третьяк Ирина ГеоргиевнаУчитель
Б1.В.03 Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры
для подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиля подготовки «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»
Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зачетные единицы, 144 часа.
Виды учебной работы: занятия лекционного типа, семинарского типа (практические занятия), составление сравнительной таблицы при сравнительном анализе реформ XVIII, XIX, XX и первой четверти XIX веков в России в области физической культуры и спорта; подготовка словаря по дисциплине «Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры»; анализ нормативно-правовой и законодательной базы: Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года; подготовка и защита курсовой работы; выполнение заданий для самостоятельной работы в системе управления обучением sdo.svgu.ru; экзамен.
Цель освоения дисциплины: изучение комплекса нормативных правовых актов, регулирующих сферу физической культуры в исторической ретроспективе с акцентированием внимания на современность и их использование для регулирования отношений в указанной сфере. Специфика правового регулирования в отечественной сфере физической культуры заключается в том, что во многих случаях субъекты отношений руководствуются в своих действиях не только внутренними законодательными и нормативно-правовыми документами, но и международными правовыми актами. К таковым относятся, например, Олимпийская хартия, Всемирный антидопинговый кодекс ВАДА, Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте, Международная хартия физического воспитания и спорта, документы международных федераций по видам спорта и многие другие. Именно этот комплекс нормативно-правовых основ будет рассмотрен в указанной дисциплине.
Также способствует формированию профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры в области проектирования и практического применения, адекватных развитию учащегося, закономерностей, целей, принципов, содержания, методов, форм и средств нормативно-правового управления в сфере физической культуры; формирование умений и навыков работы с нормативно-правовыми актами, законодательством в области образования и физического воспитания школьников; формирование представлений о наиболее значительных современных идеях и теориях педагогического менеджмента, а также содействие осознанию ценностно-смысловой природы управления образованием.
В результате
освоения дисциплины студент должен:
Знать:
‒ действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность;
‒ основы теории физического, познавательного, социального и личностного развития детей;
Уметь:
‒ осуществлять решение профессиональных задач на основе принципов и норм права;
‒ осуществлять педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе по социализации и профессиональному самоопределению;
Иметь практический опыт:
‒ применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности;
‒ владения методами сопровождения обучающихся, в том числе по социализации и профессиональному самоопределению.
Содержание дисциплины:
1. Эволюция нормативно-правовых основ сферы физической культуры и спорта в России. Формирование и регулирование нормативно-правовой базы в области физической культуры в начале XVIII – XX вв. в России. Деятельность П. Ф. Лесгафта по созданию системы физического воспитания и учебных заведений в России. Деятельность Министерства народного просвещения по формированию нормативно-правовой базы в сфере физического воспитания в XVIII – начале XX в. (до революционного переворота 1917 г.). Создание нормативно-правовой базы в условиях Советской власти (1917-1930 гг.). Формирование административно-командных основ управления сферой физической культуры и спорта в 1930 – 1940 гг. Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период (1941 – 1950 гг.) и до распада Советского Союза.
2. Нормативно-правовые основы сферы физической культуры и спорта в современной России. Нормативно-правовые основы в сфере физической культуры и спорта в новом государстве Российская Федерация. Создание Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ и Министерства спорта РФ. Нормативно-правовые основы сферы физической культуры и спорта в новой России (90-е годы XX века). Законодательные и нормативные акты в России в первой четверти XXI века. Теоретические основы правового регулирования в сфере физической культуры и спорта. Международно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта. Государственные и негосударственные органы управления физической культурой и спортом.
3. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта условиях современного российского образования. Методологические основы системы менеджмента в области образования и физической культуры. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Менеджмент физической культуры и спорта. Инновационный процесс и его этапы в теории менеджмента. Методы управления образовательными организациями. Физкультурно-спортивная организация как объект менеджмента.
