Контакты:

Б1.В.03  Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры

 для подготовки бакалавров по направлению подготовки  44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиля подготовки «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зачетные единицы, 144 часа.

 Виды учебной работы: занятия лекционного типа, семинарского типа  (практические занятия),  составление сравнительной таблицы при сравнительном анализе реформ XVIII, XIX, XX и первой четверти XIX веков в России в области физической культуры и спорта; подготовка словаря по дисциплине «Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры»; анализ нормативно-правовой и законодательной базы: Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ»,  ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года;  подготовка и защита курсовой работы; выполнение заданий для самостоятельной работы в системе управления обучением sdo.svgu.ru;  экзамен.

 Цель освоения дисциплины: изучение комплекса нормативных право­вых актов, регулирующих сферу физической культуры в исторической ретроспективе с акцентирова­нием внимания на современность и их использование для регулирования отношений в   указанной сфере. Специфика правового регулирования в отечествен­ной сфере физической культуры заключает­ся в том, что во многих случаях субъекты отношений руководствуются в своих действиях не только внутренними законодательными и нормативно-право­выми документами, но и международными правовыми актами. К таковым относятся, например, Олимпийская хартия, Всемирный антидопинговый кодекс ВАДА, Ме­ждународная конвенция о борьбе с допингом в спор­те, Международная хартия физического воспитания и спорта, документы международных федераций по ви­дам спорта и многие другие. Именно этот комплекс нормативно-правовых основ будет рассмотрен в указанной дисциплине.

Также способствует формированию профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры в области проектирования и практического применения, адекватных развитию учащегося, закономерностей, целей, принципов, содержания, методов, форм и средств нормативно-правового управления в сфере физической культуры; формирование умений и навыков работы с нормативно-правовыми актами, законодательством в области образования и физического воспитания школьников; формирование представлений о наиболее значительных современных идеях и теориях педагогического менеджмента, а также содействие осознанию ценностно-смысловой природы управления образованием.

В результате освоения дисциплины студент должен:

 Знать:

действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность;

‒ основы теории физического, познавательного, социального и личностного развития детей;

 Уметь:

‒ осуществлять решение    профессиональных задач на основе принципов и норм права;

‒ осуществлять педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе по социализации и профессиональному самоопределению;

 Иметь практический опыт:

‒ применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности;

‒ владения методами сопровождения обучающихся, в том числе по социализации и профессиональному самоопределению.

 Содержание дисциплины:

 1.        Эволюция нормативно-правовых основ сферы физической культуры и спорта в России. Формирование и регулирование нормативно-правовой базы в области физической культуры в начале XVIII – XX вв. в России. Деятельность П. Ф.  Лесгафта по созданию системы физического воспитания и учебных заведений в России. Деятельность Министерства народного просвещения по формированию нормативно-правовой базы в сфере физического воспитания в XVIII – начале XX в.  (до революционного переворота 1917 г.). Создание нормативно-правовой базы в условиях Советской власти (1917-1930 гг.). Формирование административно-командных основ управления сферой физической культуры и спорта в 1930 – 1940 гг. Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период (1941 – 1950 гг.) и до распада Советского Союза.

2. Нормативно-правовые основы сферы физической культуры и спорта в современной России. Нормативно-правовые основы в сфере физической культуры и спорта в новом государстве Российская Федерация. Создание Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ и Министерства спорта РФ. Нормативно-­правовые основы сферы физической культуры и спорта в новой России (90-е годы XX века). Законодательные и нормативные акты в России в первой четверти XXI века. Теоретические основы правового регулирования в сфере физической культуры и спорта. Международно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта. Государственные и негосударственные органы управления физической культурой и спортом.

3. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта условиях современного российского образования. Методологические основы системы менеджмента в области образования и физической культуры. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Менеджмент физической культуры и спорта. Инновационный процесс и его этапы в теории менеджмента. Методы управления образовательными организациями. Физкультурно-спортивная организация как объект менеджмента.