Название курса: "Теория систем и системный анализ".

Курс посвящен изучению  методов  и  моделей  теории  систем  и  системного  анализа, закономерностей построения,  функционирования  и  развития  систем, выработке умения выбирать  методы  моделирования  систем,  структурировать  и анализировать  цели  и  функции  систем  управления,  проводить  системный анализ прикладной области.

Куря предназначен студентам направления подготовки 09.03.03 "Прикладная информатика" Профиль "Прикладная информатика и информационная безопасность" и изучается в 3 семестре студентами очной формы обучения, на 2 курсе студентами заочной формы обучения.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа. Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплине включает в себя занятия лекционного типа, семинарского типа (практические занятия). Объем (в часах) контактной работы занятий лекционного типа, семинарского типа (практические занятия) определяется расчетом аудиторной учебной нагрузки по данной дисциплине и составляет 54 часа для очной формы обучения и 14 для заочной формы обучения.

Целью  изучения  данной  дисциплины  является  формирование  у  студентов системного  мышления,  теоретической  и  практической  базы  системного исследования  при  анализе  проблем  и  принятии  решений  в  области профессиональной деятельности.  

Задачей  дисциплины  является  приобретение  студентами  теоретических знаний по системному подходу к исследованию систем и практических навыков по их моделированию.  

Процесс  изучения  дисциплины  направлен  на  формирование  следующих  компетенций: 

- способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;

-  способен  применять  системный  подход  и  математические  методы  в формализации решения прикладных задач.

Содержание курса.

ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА. Системность – общее свойство материи. Основные понятия системного анализа. Задачи системного анализа. Принципы системного анализа. Области применения системного анализа. Определение системы. Понятие модели системы. Основные признаки системы .   Понятия, характеризующие строение и функционирование систем. Классификация систем.

ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА. Логические основы системного анализа. Методология познания. Классификация методов и моделей системного анализа.

ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ. Основные типы шкал измерения. Методы формализованного представления систем. Экспертные методы системного анализа.  Методы типа «мозговой атаки» или «коллективная генерация идей» . Методы типа «сценариев». Методы типа «Дельфи». Методы структуризации. Морфологические методы. Экспертные оценки. Методы организации сложных экспертиз. Методики системного анализа.

Общая трудоёмкость дисциплины: 4 зачётные единицы (144 часов).

Отчетность: III семестр – экзамен (очная форма обучения);

II курс – экзамен (заочная форма обучения).

Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Теория систем и системный анализ» является формирование у студентов комплекса компетенций, необходимых для квалифицированной постановки и решения с помощью ПК профессиональных задач.

Дисциплина «Теория систем и системный анализ» входит в обязательную часть дисциплин Блока 1.

Задачи изучения дисциплины:

·     ознакомление студентов с основами теории систем и системного анализа;

·     формирование у студентов умения анализа сложных систем;

·     ознакомление студентов с прикладными задачами дисциплины.

Основные дидактические единицы

Первый модуль. Общие свойства систем

Предмет системного анализа. Основные определения. Основные этапы системного анализа. Информационное взаимодействие систем. Классификация систем по уровню сложности. Большие и малые системы. Простые и сложные системы. Открытые и закрытые системы. Живые и неживые системы. Естественные и искусственные системы

Второй модуль. Моделирование

Роль моделирования в человеческой деятельности. Общие свойства моделей. Типы моделей. Структурная схема. Функциональная схема. Количественное описание модели.

Третий модуль. Анализ

Задача принятия решения. Выбор в условиях неопределенности. Экспертный выбор. Анализ и синтез. Декомпозиция и агрегирование. Формализуемые и неформализуемые аспекты моделирования. Формирование критериев и оценок. Сопровождение решения.

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать: методы и модели теории систем и системного анализа; закономерности построения, функционирования и развития систем;

уметь: выбирать методы моделирования систем, структурировать и анализировать цели и функции системы управления, проводить системный анализ прикладной области, разрабатывать, отлаживать и реализовывать эффективные алгоритмы с использованием современных информационных технологий;

иметь практический опыт: работы с инструментами системного анализа.

Виды учебной работы

При изучении дисциплины используются следующие виды работ:

−    лекционные занятия;

−    практические занятия;

−    самостоятельная работа;

−    индивидуальные и групповые консультации.