Контакты:

Целями освоения дисциплины (модуля) «Проектирование образовательных систем и индивидуальных образовательных траекторий» являются достижение магистрантами планируемых результатов обучения, соотнесенных с общими целями и задачами ОПОП; уяснение обучающимися общих принципов научно-исследовательской деятельности в сфере образования, формирование у них целостной системы теоретических и практико-ориентированных знаний о возможностях и перспективах проектирования образовательных систем, путях и формах измерения эффективности их деятельности; ознакомление с понятийно-терминологическим аппаратом, характеризующим сущность и содержание образовательной деятельности, изучение взаимосвязи всех понятий, их внутренней логики; формирование у магистрантов знаний и представлений о сущности теоретических и прикладных аспектов моделей и этапов проектирования индивидуальных образовательных траекторий, ознакомление студентов с особенностями индивидуальных образовательных траекторий в дошкольном образовательном учреждении, в учреждениях образования средней школы, в вузах, в системе дополнительного образования, в учреждениях инклюзивного образования.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

− основы управления проектами на всех этапах его жизненного цикла;

− историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

− основные принципы деятельностного подхода в образовании, виды и приемы современных педагогических технологий;

− пути достижения образовательных результатов, в том числе, с использованием ИКТ;

− основы социальной, психологической и педагогической диагностики;

− принципы и правила контроля и оценки образовательных результатов обучающихся;

− методы выявления и коррекции трудностей обучающихся в освоении образовательной программы;

− методологию и методы психолого-педагогического исследования.

Уметь:

− анализировать альтернативные варианты для достижения намеченных результатов;

− разрабатывать план, определять целевые этапы и основные направления работ;

− выбирать оптимальные способы решения поставленных задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;

− классифицировать образовательные системы и образовательные технологии;

− разрабатывать и применять образовательные программы в реальной и виртуальной образовательной среде;

− разрабатывать инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики освоения образовательной программы обучающимися;

− проводить педагогическую диагностику неуспеваемости обучающихся;

− проектировать педагогическую деятельность на основе анализа результатов психолого-педагогических исследований;

− осуществлять анализ и обобщение передового педагогического опыта;

− осуществлять адаптацию и внедрение передового педагогического опыта в профессиональной деятельности.

 Иметь практический опыт:

− владения навыками управления проектами в социальной и образовательной сферах;

− владения навыками проектирования образовательных программ, их компонентов, в том числе, для обучающихся с особыми образовательными потребностями в реальной и виртуальной образовательной среде;

− владения технологиями контроля и оценки образовательных результатов обучающихся; − владения навыками коррекционной деятельности с обучающимися, имеющими трудности в освоении образовательной программы;

− владения навыками научно-исследовательской деятельности.

Содержание дисциплины:

Раздел 1. Проектирование образовательных систем

Тема 1.1. Системный подход в образовании. Понятие образовательной системы

Тема 1.2. Виды и функции образовательных систем

Тема 1.3. Проектирование образовательных систем

Тема 1.4. Создание и структура проекта образовательной системы

Тема 1.5. Проектирование воспитательной системы и программы развития образовательного учреждения

Тема 1.6. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе создания проектов

(предлагается для дополнительного изучения) Экспертиза образовательных систем. Теоретико-методологические основы экспертной деятельности. Экспертиза в образовании: определение, функции, задачи и виды. Методологические основы экспертизы в образовании. Общая характеристика экспертной деятельности в сфере образования. Цели, принципы и типология построения содержания экспертной деятельности в сфере образования. Технология экспертизы образовательных систем. Системная гуманитарная экспертиза образовательных учреждений: методология и методика. Индивидуальный стиль экспертной деятельности педагога-психолога.

Раздел 2. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий

Тема 2.1. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий. Характеристика содержания понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут». Классификация индивидуальных образовательных траекторий.

Тема 2.2. Изучение личности ребенка. Выбор индивидуальной образовательной траектории в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Тема 2.3. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в условиях перехода к новым образовательным стандартам. Модели индивидуальных образовательных траекторий.

Тема 2.4. Разработка индивидуальных образовательных траекторий в системе непрерывного образования (в дошкольном образовательном учреждении, в учреждениях среднего образования, при обучении в вузе, в системе дополнительного образования).

Тема 2.5. Моделирование индивидуальной образовательной траектории в системе инклюзивного образования.

Тема 2.6. Тьюторское сопровождение формирования готовности к самообразованию.