Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств
Контакты:
-
Газданова Елена КонстантиновнаУчитель
Родовым объектом преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный порядок, безопасность здоровья населения, экологическую безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта, а также безопасность компьютерных информационных процессов. Их видовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность жизнедеятельности населения, нормальной деятельности организаций, учреждений и предприятий, общественного порядка, интересов личности, общества и государства при выполнении специальных работ и обращении с общеопасными предметами и веществами. Непосредственным объектом выступают отдельные сферы общественной безопасности и общественного порядка
Характеризуя объективную сторону, необходимо учесть, что диспозиции норм, охватывающие преcтyпления, которые посягают на безопасность движения и эксплyатации транспорта, относятся к числу бланкетных. Поэтому для уяснения содержания рассматриваемых преступлений необходимо обратиться к правилам безопасности движeния и эксплyатации различного вида транспорта, которые содержатся в ведомственных нормативных правовых актах.
Составы большинства преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта сконструированы законодателем как материальные. Общественно опасным последствием в основных составах преступлений, ответственность за которые установлена в ст. 264, 266, 268 УК РФ, выступает причинение тяжкого вреда здоровью. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263), нарушение требований в области транспортной безопасности (ст. 2631), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ) влечет уголовную ответственность в случае причинения тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (с. 2711) характеризуется причинением тяжкого вреда или смертью человека. Составы преступлений, ответственность за которые предусмотрена в ст. 2641, 2671, 270 и 271 УК РФ, являются формальными.
Субъективная сторона анализируемых преступлений характеризуется неосторожностью. Однако нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию, действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие, а также нарушение правил международных полетов совершаются только с прямым умыслом.
Субъект преступления, как правило, специальный. Исключение составляет преступление, ответственность за которое установлена в ст. 267 УК РФ. Совершить указанное преступление может любое лицо, достигшее возраста 14 лет.
Квалифицирующим признаком преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, является причинение смерти. Причинение смерти двум и более лицам относится к особо квалифицирующему признаку данных преступлений. Исключение составляет преступление, ответственность за которое установлена в ст. 2711 УК РФ, поскольку смерть двух и более лиц выступает в качестве квалифицирующего признака. Следует учитывать, что преступления, ответственность за которые установлена в ст. 2641, 2671, 270 и 271 УК РФ не содержат квалифицированных составов.
При ответе на второй и третий вопросы необходимо иметь в виду, что в зависимости от непосредственного объекта анализируемые преступления классифицируются на:
1) преступления, посягающие на безопасность движения или эксплуатации транспорта (ст. 263, 2631, 264, 2641, 266-268, 2711 УК РФ);
2) иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 270, 271 УК РФ)
Анализируя различия между транспортными и нетранспортными преступлениями (четвертый вопрос), необходимо, прежде всего, учитывать, что в отдельных случаях надлежит разграничивать транспортные преступления между собой. Также преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, следует отграничивать: 1) от преступлений против личности; 2) от преступлений, связанных с нарушением правил производства различного рода работ; 3) от должностных преступлений; 4) от воинских преступлений, связанных с вождением и эксплуатацией военной техники.
Исследуя вопрос о разграничении, важно помнить, что оно должно проводиться по всем элементам и признакам сопоставляемых преступлений.
