Родовым объектом  преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный порядок, безопасность здоровья населения, экологическую безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта, а также безопасность компьютерных информационных процессов. Их видовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность жизнедеятельности населения, нормальной деятельности организаций, учреждений и предприятий, общественного порядка, интересов личности, общества и государства при выполнении специальных работ и обращении с общеопасными предметами и веществами. Непосредственным объектом выступают отдельные сферы общественной безопасности и общественного порядка

Характеризуя объективную сторону, необходимо учесть, что дис­позиции норм, охватывающие преcтyпления, которые посягают на безопасность движения и эксплyатации транспорта, относятся к числу бланкетных. Поэтому для уяснения содержания рассматриваемых преступлений необходимо обратиться к правилам безопасности движeния и эксплyатации различного вида транспорта, которые содержатся в ведомственных нормативных правовых актах.

Составы большинства преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта сконструированы законодателем как материальные. Общественно опасным последствием в основных составах преступлений, ответственность за которые установлена в ст. 264, 266, 268 УК РФ, выступает причинение тяжкого вре­да здоровью. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263), нарушение требований в области транспортной безопасности (ст. 2631), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ) влечет уголовную ответственность в случае причинения тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (с. 2711) характеризуется причинением тяжкого вреда или смертью человека. Составы преступлений, ответственность за которые предусмотрена в ст. 2641, 2671, 270 и 271 УК РФ, являются формальными.

Субъективная сторона анализируемых преступлений характеризу­ется неосторожностью. Однако нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию, действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие, а также нарушение правил международных полетов совершаются только с прямым умыслом.

Субъект преступления, как правило, специальный. Исключение составляет преступление, ответственность за которое установлена в ст. 267 УК РФ. Совершить указанное преступление может любое лицо, достигшее возраста 14 лет.

Квалифицирующим признаком преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, является причинение смерти. Причинение смерти двум и более лицам относится к особо квалифицирующему признаку данных преступлений. Исключение составляет преступление, ответственность за которое установлена в ст. 2711 УК РФ, поскольку смерть двух и более лиц выступает в качестве квалифицирующего признака. Следует учитывать, что преступления, ответственность за которые установлена в ст. 2641, 2671, 270 и 271 УК РФ не содержат квалифицированных составов.

При ответе на второй и третий вопросы необходимо иметь в виду, что в зависимости от непосредственного объекта анализируемые преступления классифицируются на:

1)                преступления, посягающие на безопасность движения или эксплуатации транспорта (ст. 263, 2631, 264, 2641, 266-268, 2711 УК РФ);

2)                иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 270, 271 УК РФ)

Анализируя различия между транспортными и нетранспортными преступлениями (четвертый вопрос), необходимо, прежде всего, учитывать, что в отдельных случаях надлежит разграничивать транспортные преступления между собой. Также преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, следует отграничивать: 1) от преступлений против личности; 2) от преступлений, связанных с нарушением правил производства различного рода работ; 3) от должностных преступлений; 4) от воинских преступлений, связанных с вождением и эксплуатацией военной техники.

Исследуя вопрос о разграничении, важно помнить, что оно должно проводиться по всем элементам и признакам сопоставляемых преступлений.