Аннотация

рабочей программы дисциплины Б1.Б.17 Бизнес-планирование 

Направления подготовки 38.03.02 Менеджмент

Профиль подготовки Управление малым и средним бизнесом

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет  4  зачетных единицы, 144 часа.

Формы промежуточного контроля по семестрам: в 8-ом семестре: экзамен, курсовая работа.

Формы промежуточного контроля по курсам: 4-ий курс: экзамен, курсовая работа.

Виды учебной работы: лекции,  практические занятия, исследовательская работа, курсовая работа.

Целью освоения учебной дисциплины «Бизнес-планирование» является приобретение студентами комплексных знаний о теоретических и методологических основах планирования бизнеса, а также умений  использовать  различные  методы  анализа  состояния  и  развития как самой организации, так и внешней среды в целом, практических навыков по разработке бизнес-планов, управления проектами, их продвижению и реализации на рынке.

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

·         историю развития, основные термины, положения, закономерности и особенности бизнес планирования; базовые понятия, определения, инструменты и категории

·         основные принципы бизнес-планирования

·         основы формирования культуры предпринимательства

·         принципы этического делового поведения предпринимателя

 

Уметь:

·         находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею

·         оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности

·         планировать операционную деятельность организации, организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации

·         разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов)

 

Владеть:

·         методами формулирования и реализации стратегий на уровне предприятия

·         навыками деловых коммуникаций

·         методами планирования

 

Содержание дисциплины

 

№ п/п

Наименование раздела, темы дисциплины

 

 

Содержание раздела, темы

1

Первый модуль: Общие вопросы организации планирования

 

Тема 1.1: Порядок планирования деятельности предприятия

Принципы и методы планирования. Виды и содержание планирования на предприятиях. Нормативная база планирования.

 

 

Тема 1.2: Методы социально-экономического прогнозирования.

Типы и классификация методов прогнозирования. Экспертные методы прогнозирования. Анализ временных рядов прогнозирования. Прогнозирование на базе моделей кривых роста. казуальные методы прогнозирования

 

Тема 1.3: Оперативное планирование. Контроллинг

Системы и особенности оперативного планирования. Разработка календарных планов (графиков). Контроллинг производства.

 

Тема 1.4: Стратегическое планирование

Выбор стратегии развития предприятия. Планирование стратегии предприятия. Формирование уникальных конкурентных преимуществ                                

2

Второй модуль: Методика разработки бизнес-плана

 

Тема 2.1: Основы бизнес-планирования. Структура бизнес-плана.

Назначение бизнес-плана и его основные элементы. Стандарты бизнес-планирования. Взаимосвязь бизнес-плана с элементами системы управления предприятием. Структура показателей бизнес-плана. Содержание этапов бизнес-планирования.

 

Тема 2.2: Анализ рыночной ситуации на рынке продаж

Анализ спроса и конкурентной среды. Анализ и планирование использования потенциала перерабатывающих предприятий. Риски и прогнозирование возможных ситуаций на рынке продаж

 

Тема 2.3: Планирование производства и реализации продукции. План маркетинга

Содержание плана производства и реализации продукции. показатели производственной программы предприятия. производственная программа перерабатывающих предприятий. Общая методика планирования производственной программы.

 

Тема 2.4: Планирование материально-технического обеспечения производства

Стратегическое планирование маркетинговых действий. планирование продаж конкурентоспособной продукции. Планирование ценового маркетингового поведения. Планирование системы распределения товаров и услуг. Планирование маркетинговых коммуникаций

 

 

Тема 2.5: Планирование труда и социального развития коллектива.

Методы планирования материально-технического обеспечения. Примеры планирования материального обеспечения предприятий. Планирование материально-технического обеспечения предприятий.

 

 

Тема 2.6: Планирование инновационного и инвестиционного развития предприятия

Планирование персонала предприятия. Обоснование резервов роста производительности труда. Планирование заработной платы персонала. Планирование совершенствования социальных отношений

 

 

Тема 2.7: Планирование себестоимости, прибыли и цены

План инновационного развития предприятия. Планирование инвестиционного развития предприятия. Сетевые методы планирования инновационного и инвестиционного развития предприятия

 

Тема 2.8: Финансовый план предприятия

Классификация затрат на предприятии. Планирование себестоимости на предприятии. Планирование снижения себестоимости продукции. Планирование цен на предприятии.

 

Тема 2.9: Операционный анализ. Оценка эффективности проекта

Планирование прибыли и рентабельности. Разработка баланса доходов и расходов. Планирование бюджетов подразделений предприятия

 

Тема 2.10: Организация процесса бизнес-планирования

Понятие операционного анализа. Основные инструменты операционного анализа. Расчет точки безубыточности, графический анализ безубыточности

3.

Третий модуль. Технология бизнес-планирования

 

Тема 3.1: Процесс управления проектами

Процессы и Группы процессов проекта. Взаимосвязи процессов. Процессы инициации. Основные процессы планирования. Процессы исполнения и контроля. Процессы управления. Процессы завершения

 

Тема 3.2. Эффективность проекта

Оценка и эффект проекта