Общая трудоемкость дисциплины: 5  зачетных единиц, 180  часов.

Целями освоения дисциплины Б1.Б.5.6. «Теория и методика воспитания и обучения детей младшего школьного возраста» являются: формирование целостного представления о сущности педагогического процесса и его специфике в системе начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения; формирование систематизированных знаний о содержании теоретических основ дидактики начальной школы и теоретических основ теории и методики воспитания, об организации образовательного процесса в начальной школе  на основе изучения современных педагогических концепций и воспитательных систем; формирование умений описывать, анализировать, оценивать и прогнозировать целостный педагогический процесс в современных образовательных учреждениях; формирование личностной педагогической направленности, ценностных гуманистических ориентаций, интереса к самостоятельному исследованию актуальных проблем обучения и воспитания.

Для достижения поставленных целей в процессе изучения учебной дисциплины «Теория и методика воспитания и обучения детей младшего школьного возраста» решаются следующие задачи:

- формирование у студентов систематизированных знаний о содержании теоретических основ дидактики начальной школы, теории и методики воспитания; об организации образовательного процесса в начальной школе  на основе изучения современных педагогических концепций и воспитательных систем;

 - развитие у студентов способностей к профессиональной саморефлексии, самовоспитанию, саморегуляции и саморазвитию профессионально-значимых качеств своей личности;

- подготовка к практической реализации в педагогической деятельности умений описывать, анализировать, оценивать и прогнозировать целостный педагогический процесс в современных образовательных учреждениях.

 Основные дидактические единицы:

1. Воспитание в системе педагогического процесса начальной школы. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Задачи воспитания. Проблема цели воспитания. Диалектика целей воспитания  в различные исторические эпохи. Вклад западных и отечественных  педагогов в науку о воспитании. Национальное своеобразие воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Психологические механизмы воспитания в современных условиях. Критерии процесса воспитания. Тенденции гуманистического воспитания. Личность ребёнка в воспитательном процессе. Базовые теории воспитания и развития личности. Основные этапы становления воспитательных систем. Воспитание в христианстве. Основные цели и положения воспитания в христианстве. Принципы православной педагогики. Воспитание в иудаизме. Воспитательный потенциал Торы. Задачи и методы воспитания в иудаизме. Воспитание в исламе. Воспитание в буддизме и ведущих восточных религиях (даосизм, конфуцианство). Принцип «ахимса» (отказ от насилия) – доминирующий принцип восточных религий. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Закономерности процесса воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация и др. Принципы воспитания: личностный подход, уважение к личности воспитанника, сочетание личной и общественной направленности воспитания, связь воспитания с жизнью и трудом, опора на положительное в воспитании, единство воспитательных воздействий. Принципы личностно-ориентированного воспитания: субъективного контроля, веры в ребёнка, сотрудничества, включение личности в значимую деятельность, самореализация в творчестве и др. Преемственность воспитания детей  дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Методы, формы и средства воспитания в начальной школе. Методы воспитания, их назначение и функция. Регулятивная направленность методов воспитания.Система форм и методов воспитания. Основные классификации методов воспитания. Выбор оптимальных методов воспитания. Характеристика основных форм воспитания: индивидуальные, групповые, коллективные; простые и сложные; кратковременные и длительные; общешкольные, межшкольные, межрегиональные и др.; традиционные и нетрадиционные; регулярные и эпизодические. Технология коллективной творческой деятельности (КТД). Методы организации  деятельности и формирования опыта общественного поведения в начальных классах и их характеристика (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование, общественное мнение и др.). Характеристика методов и приёмов формирования и стимулирования навыков положительного поведения и их характеристика (соревнование, поощрение, наказание, субъективно-прагматический метод и др). Характеристика методов формирования сознания личности и их характеристика (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.).

Средство воспитания как педагогическая категория. Средства воспитания и их характеристика. Выбор оптимальных средств воспитания. Общение как средство воспитания. Учение как средство воспитания. Игра как средство воспитания. Труд как средство воспитания. Природа как средство воспитания. Воспитательное пространство и его характеристика.

3. Содержание воспитания детей младшего школьного возраста. Формирование научного мировоззрения. Правовое воспитание. Экологическое воспитание. Экономическое воспитание. Воспитание патриотизма. Современные методы воспитания патриотизма. Формирование гражданского самосознания. Воспитание чувства социальной общности. Соборность как явление российской ментальности и принцип социального устройства российского общества. Формы и методы воспитания социальной общности. Воспитание нравственности. Характеристика нравственности с позиции этических категорий. Теория ценностей как основа нравственности. Структура нравственных ценностей. Воспитание духовно-нравственной культуры. Содержание духовно-нравственного воспитания. Концепции духовного воспитания в светской педагогике. Эстетическое воспитание. Трудовое воспитание. Воспитание физической культуры и ответственного отношения к своему здоровью. Воспитание межнациональной толерантности. Воспитание религиозной толерантности. Семейное воспитание и половое просвещение в начальной школе. Воспитание интеллектуальной культуры. Формирование мышления культуры умственного труда. Повышение умственной работоспособности. Воспитание физической культуры. Формирование ответственного отношения к своему здоровью. Формирование здорового образа жизни. Повышение физической работоспособности. Воспитание экологической культуры. Развитие экологического мировоззрения. Формирование ценностного отношения к природе и готовности к природоохранной деятельности. Расширение знаний о единстве человека и природе, их уникальной ценности. Воспитание культуры межнационального общения. Межнациональное общение в многонациональном коллективе. Воспитание религиозной толерантности. Основные черты и критерии культуры межнационального общения. Воспитание экономической культуры. Формирование экономического мышления, потребности в творческом труде. Воспитание конкурентноспособной личности.

4. Воспитательная работа с коллективом детей младшего школьного возраста. Понятие коллектива и его признаки. Коллектив как объект и субъект воспитания. Общество сверстников как фактор воспитания качеств личности ребенка. Взаимодействие коллектива и личности. Перспектива в организации деятельности и формирования нравственных взаимоотношений в коллективе. Разновидности детского коллектива. Влияние психологического климата детского коллектива на личность. Организация и формирование коллектива. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Воспитательная работа с коллективом детей. Методика планирования воспитательной работы в школе и классе. Создание и развитие ученического самоуправления. Общество сверстников как фактор воспитания качеств личности ребенка. Взаимодействие коллектива и личности. Основные этапы становления и развития детского  коллектива.  Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (составитель А.Н. Лутошкин). Метод социометрии. Социометрия для изучения самооценки младших школьников (составитель А.Н. Лутошкин). Внеурочная деятельность младших школьников: цель, задачи, виды. Направления внеурочной деятельности в начальной школе. Модели организации внеурочной деятельности в начальной школе. Особенности организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС НОО.

5. Организация работы с родителями младших школьников. Характеристика деятельности педагога-воспитателя.  Методика планирования воспитательной работы в школе и классе. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Методы и формы организации работы с родителями младших школьников. Индивидуальная работа с родителями. Работа с коллективом родителей. Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении программы индивидуального развития ребёнка. Организация совместной деятельности родителей и детей. Содержание совместной деятельности школы и семьи.  

6. Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе. Диагностика воспитательной деятельности в начальной школе. Количественная оценка и качественный анализ эффективности воспитательных систем. Критерии эффективности воспитательных систем. Требования к личностным достижениям начального общего образования (НОО) в условиях реализации ФГОС второго поколения. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе. Практические методы диагностики. Диагностика воспитанности детей. Практические методы диагностики. Оценка результатов процесса воспитания. Использование педагогического мониторинга для повышения эффективности в воспитании.

7. Теоретические и методологические основы обучения (дидактики). Сущность процесса обучения, его признаки и функции. Взаимосвязь теории обучения с другими науками. Категории дидактики. Актуальные проблемы начального обучения на современном этапе развития общеобразовательной школы. Проблема целостности учебно-воспитательного процесса. Учебный процесс как процесс сотворчества учителя и учеников. Двусторонний и личностный характер обучения. Образовательная функция начального обучения: содержание, структурные компоненты, виды образовательных задач и методы их реализации в учебном процессе. Воспитательная функция педагогического процесса: содержание, структурные компоненты, виды воспитательных задач и методы их реализации в учебном процессе. Развивающая функция: содержание структурные компоненты, виды развивающих задач и методы их реализации в учебном процессе начальной школы. Гносеологические основы процесса обучения. Учебная деятельность как компонент процесса обучения, ее цели и структура. Формирование учебной деятельности в процессе обучения. Психолого-педагогический анализ учебного процесса.

Специфика проявления законов диалектики в педагогике.  Законы педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса, их характеристика: общие закономерности процесса обучения, дидактические, психологические, социологические, организационные. Принципы как категория дидактики. Соответствие системы принципов целям обучения. Гносеологическое обоснование принципов обучения. Различные подходы к характеристике принципов обучения. Характеристика принципов обучения: сознательности и активности; наглядности, систематичности и последовательности; прочности, доступности, научности, эмоциональности, связи теории с практикой. Характеристика методов обучения по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский). Характеристика методов обучения по источнику знаний (словесные, наглядные, практические, методы работы с книгой, методы письма, видеометод). Характеристика методов стимулирования учебной деятельности младших школьников (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций). Характеристика методов контроля (предварительный, текущий, тематический, итоговый, индивидуальный, фронтальный, письменный, практический, машинный, самоконтроль). Связь методов обучения с содержанием учебного материала. Критерии выбора методов обучения в связи с условиями обучения. Характеристика современных методов обучения (деловые и имитационные игры, метод погружения, метод опережающего обучения, метод микрооткрытий, метод синектики, метод проектов, создание портфолио, презентация,  аукцион творческих идей, креативное письмо и др), их характеристика и возможность использования в учебном процессе начальной школы. Классификация средств обучения. Средства учебной деятельности. Оборудование учебного кабинета. Технические средства обучения. Функции средств обучения. Формы организации обучения в начальных классах и их характеристика. Внешние формы организации обучения. Дополнительные формы организации педагогического процесса. Вспомогательные формы организации педагогического процесса. Урок как основная форма организации процесса обучения, структура урока (этапы проведения урока). Современные требования к уроку. Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование. Различные типы уроков и их характеристика.  Особенности поурочного планирования, организации и проведения уроков в малокомплектной школе.

8. Содержание начального образования как фундамент базовой культуры личности. Образование как система, процесс и результат. Понятие «содержание образования», его элементы. Основные тенденции современного образования. Теории образования. Принципы формирования содержания начального образования. Критерии отбора содержания учебного материала в начальной школе. Учебные планы и программы. Виды образовательных программ в начальных классах. Вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса в начальной школе. Учебник и учебные пособия, их дидактическая характеристика. Требования к учебникам начальной школы. Государственный образовательный стандарт начального  общего образования. Требования к результатам освоения учениками начальной школы программы по русскому языку (личностным, метапредметным, предметным). Общая характеристика изучения предмета «Литературное чтение». Требования к результатам освоения учениками начальной школы программы по математике (личностным, метапредметным, предметным). Требования к результатам освоения учениками начальной школы программы по окружающему миру (личностным, метапредметным, предметным). Общая характеристика изучения предметов «Технология» и «Изобразительное искусство».

9. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе (суть, достоинства и недостатки): объяснительно-иллюстративное обучение (традиционное); проблемное, программированное обучение, компьютерное, эвристическое, модульное обучение, дифференцированное обучение. Свойства инновационного обучения. Классификация инновационных моделей обучения. Основные стратегии развития учебных заведений. Сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению. Традиционное обучение и педагогика сотрудничества: сравнительный анализ. Игровые технологии. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.

10. Диагностика обучения и развития личности в начальной школе. Понятие о контроле за учебно-познавательной деятельности. Контроль успеваемости учащихся. Контроль успеваемости учащихся начальных классов. Функции контроля. Гуманизация контроля. Содержание и виды контроля. Методы и формы (традиционные и нетрадиционные) контроля знаний и умений учащихся начальных классов. История развития педагогической диагностики. Проверка и оценка знаний, умений и навыков младших школьников. Её виды и организация. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками. Методы и формы (традиционные и нетрадиционные) контроля знаний и умений учащихся начальных классов. Оценка результатов обучения, выставление оценок учащимся начальных классов.  Объективность оценок как психолого-педагогическая проблема. Критерии оценки знаний. Предупреждение неуспеваемости младших школьников.

В результате изучения дисциплины  студент должен:

знать:

- основные понятия, сущность и содержание учебной дисциплины;

- сущность процесса обучения и воспитания в начальной школе;

- основные закономерности, принципы, методы и формы образовательного процесса в начальной школе;

- особенности различных концепций и систем обучения и воспитания детей младшего школьного возраста;

- современные методы педагогического исследования;

- значение педагогической техники в деятельности педагога;

- пути становления, совершенствования педагогического мастерства в процессе профессионального самовоспитания.

уметь:

- проводить теоретический анализ педагогической литературы;

- использовать в образовательном процессе ресурсы других учебных предметов;

- использовать знания закономерностей и принципов образовательного процесса в ходе педагогических практик и в дальнейшей профессиональной деятельности;

- рационально выбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников;

- применять элементы педагогических концепций и воспитательных систем в практической деятельности;

- строить процесс обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста с учетом необходимости формирования у них духовно-нравственных ценностей;

- использовать педагогические технологии для регулирования, совершенствования и контроля образовательного процесса;

- применять средства оценивания результатов обучения.

владеть навыками:

- обобщения передового педагогического опыта, аргументированного обоснования своих научных суждений и выводов;

- обоснованного выбора и творческого применения форм, методов и средств воспитания и обучения в начальной школе;

- применения разнообразных технологий обучения и воспитания в практической деятельности;

- определения результатов усвоения учащимися материала, уровня их личностного развития;

- самообразования в области педагогической деятельности;  

- самовоспитания и саморазвития своей личности, контроля и самоконтроля;

- оценки процесса и результата своей деятельности;

- применения разнообразных методик и методов саморазвития, саморегуляции и самовоспитания.

Виды учебной работы: лекции, семинары, лабораторные работы.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.