Конституционные права и свободы личности
Целью освоения учебной дисциплины «Конституционные права и свободы личности», является углубление теоретических знаний о конституционно-правовом регулировании (моделях, методах) соответствующих общественных отношений на основе анализа опыта иностранных государств, практики реализации норм конституционного права, а также закономерностей их развития. Курс содержит два модуля, соотносимых с общей и особенной частью дисциплины.
В соответствии с п. 4.3 ФГОС ВО бакалавр по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- нормотворческая деятельность;
- правоприменительная деятельность;
- правоохранительная деятельность;
- экспертно-консультационная.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина Б1.В.ДВ.2.2 «Конституционные права и свободы личности» относится к блоку дисциплин по выбору вариативной части Учебного плана.
«Конституционные права и свободы личности» как учебная дисциплина имеет междисциплинарный характер и играет интегрирующую роль между различными учебными дисциплинами. Так, «Конституционные права и свободы личности» тесно связано с конституционным, гражданским, административным, уголовным и другими отраслями права. Знания, умения и компетенции, полученные при освоении курса «Конституционные права и свободы личности», будут полезны в дальнейшем учебном процессе.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Муниципальное право.
В результате освоения дисциплины студент должен:
· Знать: общие категории и понятия Конституционных прав и свобод личности; специфику прав человека и гражданина в конституционном праве; источники Конституционных прав и свобод личности, их соотношение по юридической силе; общие черты и специфическое содержание законодательства в РФ и за рубежом; особенности осуществления контроля (надзора) в сфере соблюдения прав человека; основы организации и обеспечения функционирования системы контроля за соблюдением конституционных прав и свобод личности;
· Уметь: обобщать полученные знания; правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать терминами и понятиями, точно их использовать в правоприменительной практике; правильно определять нормативный правовой акт, подлежащий применению к соответствующим Конституционным правам; анализировать нормативные правовые акты, регулирующие защиту прав человека, толковать правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования; анализировать судебную практику для дальнейшего применения в соответствующей правовой ситуации; применять процедурные нормы, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления.
· Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых, являющихся объектами профессиональной деятельности.
Дисциплина «Конституционные права и свободы личности» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВОпо направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»:
ОПК-1 (способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры России);
ПК-2 (способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры).
4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа (Таблица 1).
Содержание разделов дисциплины
Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплине (модулям) включает в себя занятия лекционного типа, семинарского типа (практические занятия), консультации и прием контрольных работ, руководство, консультации и защита курсовых работ. Объем (в часах) контактной работы занятий лекционного типа, семинарского типа (практические занятия) определяется расчетом аудиторной учебной нагрузки по данной дисциплине и составляет __54____ часа для очной формы обучения, 10 часов для очно-заочной и 6 часов для заочной формы обучения.
Контактная работа при проведении промежуточной аттестации включает в себя групповую консультацию обучающихся перед экзаменом, индивидуальную сдачу экзамена и (или) индивидуальную сдачу зачета.
Объем (в часах) для индивидуальной сдачи зачета определяется нормами времени для расчета объема учебной нагрузки, выполняемой профессорско-преподавательским составом, и составляет 0,25 час на одного обучающегося.
Формы промежуточного контроля:
ОФО – зачет в 3 семестре
ОЗО – зачет в 3 семестре
ЗФО – зачет на 2 курсе
