Данный курс вводит студентов в современные проблемы теоретической информатики. Основной акцент в курсе делается на методологические аспекты и математический аппарат информатики, составляющие ядро широкого спектра научно-технических и социально-экономических информационных технологий, которые реально используются современным мировым профессиональным сообществом в теоретических исследованиях и практической деятельности.

Целью курса является овладение понятийно-терминологической базой современной теоретической информатики, теориями и методами исследования формализованных математических, информационно-логических и логико-семантических моделей, структур и процессов представления, сбора и обработки информации.

Для достижения целей обучения необходимо решить следующие основные задачи:

–        формирование знаний, умений и навыков в области теории кодирования и передачи информации;

–        формирование знаний, умений и навыков в области теории дискретных управляющих устройств и систем;

–        формирование знаний, умений и навыков в области теории решения задач распознавания и прогнозирования;

–        формирование знаний, умений и навыков в области теории оптимизации и принятия решений.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

–        основы теории информации;

–        теоретические основы методов сжатия информации;

–        алгоритмы шифрования (с открытым, с закрытым ключом);

–        математические аспекты кибернетики;

–        проблемы передачи информации;

–        иметь представление об общих проблемах и задачах теоретической информатики;

–        иметь представление об основных принципах и этапах информационных процессов;

уметь

–        применять методы программирования и навыки работы с математическими пакетами для решения практических задач хранения и обработки информации;

–        разрабатывать и писать программы, связанные с обработкой, кодированием, упаковкой и распаковкой различной информации;

–        получать и анализировать выборку аналогового сигнала;

–        разрабатывать и писать программы, связанные с распознаванием отдельных объектов;

–        анализировать пропускную способность канала;

владеть

–        методами получения последовательностей псевдослучайных чисел;

–        методами шифрования с открытым и закрытым ключами;

–        способами оценивания энтропии информации.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.

Формы промежуточного контроля по семестрам: 5 семестр экзамен

Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплине  включает в себя занятия лекционного типа, семинарского типа  (лабораторные работы).

Объем (в часах) контактной работы занятий лекционного типа, семинарского типа  (лабораторные работы) определяется расчетом аудиторной учебной нагрузки по данной дисциплине  и составляет:

для очной формы обучения – 54 часа, из которых 18 часов отводится на лекции и 36 часов отводится на лабораторные работы;

для заочной формы обучения – 10 часов, из которых 4 часа отводится на лекции и 6 часов отводится на лабораторные работы.

 

Контактная работа при проведении промежуточной аттестации  включает в себя групповую консультацию обучающихся перед экзаменом, индивидуальную сдачу экзамена. Объем (в часах) групповой консультации обучающихся перед экзаменом определяется нормами времени для расчета объема учебной нагрузки, выполняемой профессорско-преподавательским составом, и составляет 2  часа на группу.

Объем (в часах) для индивидуальной сдачи экзамена определяется нормами времени для расчета объема учебной нагрузки, выполняемой профессорско-преподавательским составом, и составляет 0,5 часа на одного обучающегося.