Управление бизнес-процессами

Целью освоения дисциплины «Управление бизнес-процессами»  является обучение теоретическим основам процессного управления, моделирования и анализа бизнес-процессов, ознакомление  с современными инструментальными системами оптимизации  процессов организации.

Задачи:

  • формирование системного представления об управлении бизнес-процессами, как основе осуществления радикальных изменений на предприятии;
  • изучение принципов структуризации системы функционирования и управления предприятием на основе бизнес-процессов;
  • формирование представление о методах совершенствования систем управления предприятием, построенных на процессной структуризации;
  • приобретение практических навыков моделирования организационных систем в бизнес-процессах.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

·         основные бизнес-процессы в организации;

·         типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

·         основные теории и подходы к совершенствованию бизнес-процессов;

·         технологию, методы и инструментальные средства совершенствования бизнес-процессов;

·         принципы построения, структуру и технологию использования CASE-средств для анализа бизнес-процессов.

Уметь:

·         анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

·         определять основных субъектов изменения бизнес-процессов;

·         анализировать показатели бизнес-процесса;

·         проводить исследование и анализ бизнес-систем, строить их описание в виде формальных моделей, формировать предложения по улучшению бизнес-процессов.

Владеть:

·         количественными и качественными методиками анализа бизнес-процессов;

·         методами моделирования бизнес-процессов;

·         инструментальными средствами документирования бизнес-процессов.

 

Содержание дисциплины:

Модуль 1.  Основы процессного подхода в управлении

 

Тема 1. Процессный подход к управлению организацией.

Понятие «процесс», характеристика важнейших составляющих процесса. Сущность процессного подхода, отличия  от  функционального и системного подходов.  Преимущества  процессного  подхода,  условия  успешной  реализации и  проблемы внедрения процессного подхода. Подходы к объяснению сущности процессного управления: понятие «системы процессов», методика выделения «сквозных» процессов. Классификация  процессов. Правила  выявления  процессов организации. Декомпозиция процесса. Правила идентификации процессов. Правила описания процесса. Совмещение процессного и функционального  управления. Российская специфика управления предприятием. Проблемы внедрения процессного подхода.

 

Тема 2. Эволюция процессного подхода.

Этапы эволюции процессного подхода. Функциональные предпосылки возникновения процессного подхода. Кризис функциональной организации в 20 веке, причины возникновения процессного подхода. «Три К» М.Хаммера. Вклад Э.Деминга и У.Шухарта в теорию процессного подхода. Вклад Д.Джурана и М.Портера в теорию процессного подхода. Концептуализация процессного подхода в работе Дж.Харрингтона. Принципы менеджмента процессов в ISO 9000.  Характеристика процессного подхода в современных управленческих концепциях.

 

Тема 3. Основные подходы к улучшению бизнес-процессов.

Подходы к улучшению бизнес-процессов:  методика FAST, бенчмаркинг, перепроектирование процесса, реинжиниринг процесса. Японские системы совершенствования производственных процессов: «Just-in-Time», Кайдзен. Современные подходы к улучшению бизнес-процессов: Шесть сигм, стандарты ISO

 

Тема 4. Реинжиниринг бизнес-процессов.

Понятие «реинжиниринг» БП и его основные составляющие. Мифы реинжиниринга. Проект реинжиниринга в концепции М.Хаммера и Дж.Чампи. Критика реинжиниринга.

Причины реинжиниринга компании. Типы организаций, требующих реинжиниринга. Этапы и методы реинжиниринга. Анализ показателей эффективности реинжиниринга. Результаты реинжиниринга.

 

Модуль 2. Модели и методы управления бизнес-процессами

 

Тема 5. Методология описания бизнес-процессов. Методы моделирования.

Основные  понятия  и  принципы  методологии  функционального  моделирования IDEF0. Правила построения диаграмм IDEF0. Методология ARIS. Функциональное моделирование – технология анализа системы как набора связанных между собой действий или функций.

Сущность имитационного моделирования бизнес-процессов. Типы имитационных моделей.

Методика разработки функциональных моделей.

 

Тема 6. Анализ бизнес-процессов.

Основные виды методик анализа бизнес-процессов.  Методы анализа бизнес-процессов. Качественный анализ бизнес-процессов. Количественный анализ бизнес-процессов. Анализ проблем процесса. Инструменты анализа проблемы. СВОТ-анализ процесса. Показатели  процессов,  их  роль  и  измерение.  Анализ процессов.

Тема 7.  Основные этапы и правила разработки модели процесса.

Построение модели «как должно быть». Организационно-функциональное моделирование. Бизнес-процессное моделирование. Модели финансовой структуры. Информационные модели.

 

Модуль 3. Внедрение процессного подхода

 

Тема 8. Документирование и регламентирование бизнес-процессов.

Внедрение процессов. Документы, регламентирующие проведение процесса. Документация процесса. Принципы, цели и факторы документирования процессов. Регламент бизнес-процесса. Регламент процесса в нотациях системы Business Studio. Порядок разработки и положение  о документации. Создание должностной инструкции, положения о подразделениях.

 

Тема 9. Этапы и инструменты организационного проектирования.

Состав работ по подготовке проекта. Требования к проекту. Информация о ходе процесса и её представление. Планирование проведения процесса. Определение начальной позиции организации. Проектирование логической структуры. Мониторинг изменений.

 

Тема 10. Команда по улучшению бизнес-процессов.

Основные категории сотрудников, вовлеченных в процессы. Правила выделения «владельца процесса». Роли сотрудников в проекте. Создание и обучение рабочих групп. Информирование и обучение персонала организации. Команда по управлению проектом