Бизнес-планирование для ГМУз-91
Контакты:
-
ДЕ
Дмитриева Евгения АнатольевнаУчитель
Управление бизнес-процессами
Целью освоения дисциплины «Управление бизнес-процессами» является обучение теоретическим основам процессного управления, моделирования и анализа бизнес-процессов, ознакомление с современными инструментальными системами оптимизации процессов организации.
Задачи:
- формирование системного представления об управлении бизнес-процессами, как основе осуществления радикальных изменений на предприятии;
- изучение принципов структуризации системы функционирования и управления предприятием на основе бизнес-процессов;
- формирование представление о методах совершенствования систем управления предприятием, построенных на процессной структуризации;
- приобретение практических навыков моделирования организационных систем в бизнес-процессах.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· основные бизнес-процессы в организации;
· типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;
· основные теории и подходы к совершенствованию бизнес-процессов;
· технологию, методы и инструментальные средства совершенствования бизнес-процессов;
· принципы построения, структуру и технологию использования CASE-средств для анализа бизнес-процессов.
Уметь:
· анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
· определять основных субъектов изменения бизнес-процессов;
· анализировать показатели бизнес-процесса;
· проводить исследование и анализ бизнес-систем, строить их описание в виде формальных моделей, формировать предложения по улучшению бизнес-процессов.
Владеть:
· количественными и качественными методиками анализа бизнес-процессов;
· методами моделирования бизнес-процессов;
· инструментальными средствами документирования бизнес-процессов.
Содержание дисциплины:
Модуль 1. Основы процессного подхода в управлении
Тема 1. Процессный подход к управлению организацией.
Понятие «процесс», характеристика важнейших составляющих процесса. Сущность процессного подхода, отличия от функционального и системного подходов. Преимущества процессного подхода, условия успешной реализации и проблемы внедрения процессного подхода. Подходы к объяснению сущности процессного управления: понятие «системы процессов», методика выделения «сквозных» процессов. Классификация процессов. Правила выявления процессов организации. Декомпозиция процесса. Правила идентификации процессов. Правила описания процесса. Совмещение процессного и функционального управления. Российская специфика управления предприятием. Проблемы внедрения процессного подхода.
Тема 2. Эволюция процессного подхода.
Этапы эволюции процессного подхода. Функциональные предпосылки возникновения процессного подхода. Кризис функциональной организации в 20 веке, причины возникновения процессного подхода. «Три К» М.Хаммера. Вклад Э.Деминга и У.Шухарта в теорию процессного подхода. Вклад Д.Джурана и М.Портера в теорию процессного подхода. Концептуализация процессного подхода в работе Дж.Харрингтона. Принципы менеджмента процессов в ISO 9000. Характеристика процессного подхода в современных управленческих концепциях.
Тема 3. Основные подходы к улучшению бизнес-процессов.
Подходы к улучшению бизнес-процессов: методика FAST, бенчмаркинг, перепроектирование процесса, реинжиниринг процесса. Японские системы совершенствования производственных процессов: «Just-in-Time», Кайдзен. Современные подходы к улучшению бизнес-процессов: Шесть сигм, стандарты ISO
Тема 4. Реинжиниринг бизнес-процессов.
Понятие «реинжиниринг» БП и его основные составляющие. Мифы реинжиниринга. Проект реинжиниринга в концепции М.Хаммера и Дж.Чампи. Критика реинжиниринга.
Причины реинжиниринга компании. Типы организаций, требующих реинжиниринга. Этапы и методы реинжиниринга. Анализ показателей эффективности реинжиниринга. Результаты реинжиниринга.
Модуль 2. Модели и методы управления бизнес-процессами
Тема 5. Методология описания бизнес-процессов. Методы моделирования.
Основные понятия и принципы методологии функционального моделирования IDEF0. Правила построения диаграмм IDEF0. Методология ARIS. Функциональное моделирование – технология анализа системы как набора связанных между собой действий или функций.
Сущность имитационного моделирования бизнес-процессов. Типы имитационных моделей.
Методика разработки функциональных моделей.
Тема 6. Анализ бизнес-процессов.
Основные виды методик анализа бизнес-процессов. Методы анализа бизнес-процессов. Качественный анализ бизнес-процессов. Количественный анализ бизнес-процессов. Анализ проблем процесса. Инструменты анализа проблемы. СВОТ-анализ процесса. Показатели процессов, их роль и измерение. Анализ процессов.
Тема 7. Основные этапы и правила разработки модели процесса.
Построение модели «как должно быть». Организационно-функциональное моделирование. Бизнес-процессное моделирование. Модели финансовой структуры. Информационные модели.
Модуль 3. Внедрение процессного подхода
Тема 8. Документирование и регламентирование бизнес-процессов.
Внедрение процессов. Документы, регламентирующие проведение процесса. Документация процесса. Принципы, цели и факторы документирования процессов. Регламент бизнес-процесса. Регламент процесса в нотациях системы Business Studio. Порядок разработки и положение о документации. Создание должностной инструкции, положения о подразделениях.
Тема 9. Этапы и инструменты организационного проектирования.
Состав работ по подготовке проекта. Требования к проекту. Информация о ходе процесса и её представление. Планирование проведения процесса. Определение начальной позиции организации. Проектирование логической структуры. Мониторинг изменений.
Тема 10. Команда по улучшению бизнес-процессов.
Основные категории сотрудников, вовлеченных в процессы. Правила выделения «владельца процесса». Роли сотрудников в проекте. Создание и обучение рабочих групп. Информирование и обучение персонала организации. Команда по управлению проектом